Воспитание – одна из вечных областей человеческой деятельности, причем самая значимая. О воспитании говорят в семье, в общественных организациях. Но у всех ли педагогов, а тем более родителей, есть ясное представление о том, что такое воспитание и, следовательно, как надо осуществлять воспитание?
Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Все, что происходит вне человека, в той или иной мере отражается в нем – в его мыслях, взглядах, чувствах, отношениях к людям.
Сегодня происходит сложная перестройка отношений между человеком и окружающим миром…
Нынешнего ребенка, подростка, юношу отличает наличие духовных потребностей, стремление к их удовлетворению. В становлении этих потребностей, в их развитии и углублении и заключается мастерство и искусство воспитания.
Большинство детей попадают в детские государственные учреждения из – за семейного непонимания, и ведущая роль в налаживании семейного конфликта принадлежит воспитателю. Только при условии всестороннего изучения ребенка возможна разработка индивидуальных вариантов его воспитания и развития. Свою работу по программе «Семья и ее ценности» я начала именно с этого и получила определенные результаты. С каждым годом я все больше убеждаюсь, что самой главной чертой подлинного воспитателя является умение видеть в воспитаннике личность, живого человека, умение разглядеть в нем многообразные (положительные и отрицательные) черты, не навязывать своих убеждений и мнений, ценить и поощрять страсть к обновлению, стараясь быть авторитетным товарищем и помощником каждому из ребят.
Подлинный воспитатель глубоко понимает, что в становлении личности воспитанника, в его развитии и совершенствовании нет и не может быть такого этапа, когда можно было бы сказать: все сделано, все завершено. В воспитании нет предела совершенствованию и мастерству.
Работая со своими детьми, я пришла к выводу, что суть жизни – это общение. Поэтому если мы хотим видеть наших детей добрыми, будем же доставлять ребенку радость общения, радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
А закончить мне хочется словами Я. Корчака, которые я предлагаю родителям своих воспитанников: «Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев… Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание! Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? Не топтать, не помыкать, не отдавать в рабство завтрашнему дню, не остужать, не спешить и не гнать. Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится, и это всегда всерьез: раненая минута станет кровоточить, убитая – тревожить призраком дурных воспоминаний. Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок».
|