Сегодня в нашем социуме с каждым днем происходят различные изменения, которые влияют на жизнь и развитие подростков, в связи с этим появляются различные проблемы, одними их которых является девиантное поведение подростков, популярные опасные игры, приводящие к серьёзным травмам и даже к смерти несовершеннолетних, детские суициды, подростковая преступность. С каждым годом отмечается рост детей, вовлеченных в опасные социальные группы, которые деструктивно влияют на поведение и развитие несовершеннолетних.
Многие дети постоянно живут с родителями, которые ведут асоциальный образ жизни, имеют наркотическую, алкогольную зависимость, нарушают закон, не справляются с основными обязанностями по воспитанию детей. Подростки, не имея другого социального опыта, повторяют образ жизни своих родителей, считая это нормой. Встречаются и такие семьи, в которых родители увлечены любимой работой или устраивают свою личную жизнь. Подросткам в таких семьях не хватает внимания и любви родителей, появляется обида на их безразличие, непонимание, они испытывают противоречивые переживания, связанные с восприятием себя, и отношением к ним социального окружения. В переходном возрасте возникает потребность в новых ощущениях, интересном, рискованном поведении. И в большинстве случаев все это приводит подростка к уходу из дома и поиску социальных групп, в которых появляется возможность удовлетворения их потребности в самоутверждении, в дальнейшем к асоциальному поведению, которое влияет на психологическое развитие подростка и деструктивно действует на дальнейшую сферу его жизни.
В связи с этим в Андроповском реабилитационном центре педагогами-психологами разработаны профилактические программы для детей и подростков «Все грани успеха» и «Услышать, понять, спасти». Участие в групповых работах позволит несовершеннолетним, проживающим в условиях реабилитационного центра, развить коммуникативные навыки, научиться выражению своего мнения и умению прислушиваться к мнению других, развить навыки конструктивного реагирования в конфликтных ситуациях, снизить эмоциональную отгороженность, развить позитивное отношение к жизни, повысить правовую грамотность.
Опыт работы показывает, что профилактические программы успешно реализуются в течение года. Занятия очень интересные, разнообразные и познавательные, все подростки с удовольствием принимают активное участие. У несовершеннолетних повышается уровень адаптации, самооценки, формируются навыки конструктивного межличностного взаимодействия, подростки учатся преодолевать ситуативные стрессовые состояния, снижается уровень агрессивности, конфликтности, аддиктивные склонности поведения, повышается уровень стрессоустойчивости и уверенность в себе.
Анализируя данные в результате реализации программ, можно сделать вывод, что в реабилитационном центре педагогам психологам необходимо внедрять и применять на практике такую форму работы среди детей и подростков, направленную на профилактику асоциального и деструктивного поведения несовершеннолетних.
|