Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной их которых является насилие и жестокое обращение с детьми. С каждым годом отмечается рост жертв детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения.
Многие дети и подростки постоянно живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. В настоящее время много детей, имеющих статус как полной, так и социальной сироты, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой. У многих детей и подростков глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении со взрослыми, обида на их безразличие, непонимание. Это ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в становлении личности, к предрасположенности к асоциальным действиям, осложняет нормальное протекание процессов социализации и индивидуализации.
Жестокое обращение с ребенком оказывается причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем влияют на различные сферы жизни человека.
В традиционной методике есть свои положительные результаты, но педагогам и психологам следует помнить, что стремительно изменяющиеся мировое информационное пространство требует введения эффективных технологий и методов работы с семьей и детьми, в целом с населением, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми и фактов преступных посягательств.
Эти технологии и методы смело применяются и у нас в Андроповском реабилитационном центре.
Педагогом-психологом отделения социально-правовой помощи Будко Н.В. были разработаны профилактические и просветительские мероприятия по предотвращению жестокого обращения с детьми: «Семья сегодня глазами ребенка», «Имею право - на права!», « Что? Где? Когда?», «От древности до наших дней», анкеты, педагогические технологии реабилитации детей, подвергавшихся жестокому обращению «Ребенок в мире без насилия». Социальный педагог отделения социальной реабилитации Иващенко Н.И. разработала программу «Мир без жестокости». Она направлена на решение вопросов первичной профилактики, которое и является приоритетным направлением деятельности по защите детей от жестокого обращения. Включает в себя предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем на ранней стадии.
Направления работы: 1) Самопознание подростка 2) Воспитание толерантной личности 3) Правовая грамотность несовершеннолетних и населения.
Опыт работы показывает, что такие занятия могут быть очень интересными, а главное, эффективными формами работы с детьми и подростками, признанными потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства.
Для профилактики насилия и оказания своевременной помощи детям и подросткам, подвергающимся жестокому обращению, важно учитывать их собственную оценку совершаемых по отношению к ним действий. Считая то или иное поведение нормой, дети принимают его как должное, никого не ставят об этом в известность и не обращаются за помощью.
Педагогом-психологом Будко Н.В. в январе 2017 года проведено исследование представлений воспитанников отделения социальной реабилитации о насилии, о распространённости фактов насилия по отношению к подросткам со стороны взрослых и сверстников. Для этого были разработаны анкеты, включающающие закрытые и открытые вопросы о том, что они считают насилием, как, по их мнению, подросткам следует реагировать на насилие по отношению к ним, как часто они сталкивались с подобными ситуациями, к кому и куда, по их мнению, можно обратиться за помощью. Также в анкету были включены вопросы, касающиеся проблем насилия. Это были вопросы, с помощью которых мы хотели выяснить, сталкивались ли участники анкетирования с насилием (были ли они жертвами или наблюдателями) и, если "да", то какие чувства они испытывали при этом.
В нашем анкетировании приняли участие 15 подростков в возрасте 13-17 лет. Оно проводилось анонимно методом случайной выборки
и носило информационный характер и не претендует на научную достоверность.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что подросткам приходится сталкиваться с насилием как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. При этом практически все они понимают, что применение насилия является недопустимым и вызывает у них негативную реакцию.
Опираясь на полученные данные, можно констатировать, что необходимость внедрения профилактических мероприятий по предупреждению жестокого обращения среди подростков позволяет снизить риски случаев кризисных ситуаций. А всем хотелось бы пожелать быть добрее и внимательнее к окружающим людям.
|