Большинство младших школьников имеют низкую готовность и отсутствие мотивации к школьному обучению (эмоциональную, социальную, интеллектуальную).
Для этого необходимо повышать желание учиться разными способами. Процесс повышения учебной мотивации будет эффективнее, если педагоги в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы: ситуация успеха, сказкотерапия, эмоциональная атмосфера, дидактические игры, создание проблемной ситуации, дифференцированный подход и др.
Подробно остановимся на игровых методах развития и формирования учебной мотивации младшего школьника:
- метод «дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.
- метод «создание проблемной ситуации» - предполагает создание проблемной ситуации через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
Применение метода игры в учебном процессе не только обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса младших школьников к учебным предметам.
Целенаправленное и систематическое применение игрового метода в учебном процессе укрепляет желание детей овладевать знаниями, формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов и повышает учебную мотивацию.
В работе можно использовать игру-соревнование «Небылицы в лицах» .
Цель: активизировать процесс свободного фантазирования детей.
Ход работы: Игра проводится в виде соревнования. Дети делятся на две команды. Каждая команда – это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:
Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере .......». Ребенок, у которого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере .......». Прервать сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «.......» в номере .......».
Детям очень нравится это задание. В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако, дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. В целом, этот вид деятельности показал, что детям трудно подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игровая модель повышает мотивацию к обучению и развивает творческие способности.
Социальный педагог ГКУСО «Андроповский СРЦН» Иващенко Е.В.
|